Социальный туризм — что это?

 

          ТУРИЗМ  СОЦИАЛЬНЫЙ  ТВОРЯТ В  МЕЖДУНАРОДНОЙ
                                 ТУРИСТСКОЙ АКАДЕМИИ

В настоящее время идет активная работа над проектом федерального закона о социальном туризме в России, и над соответствующим модельным законом для стран СНГ. И на  этом направлении  ведет активную работу, в частности, Международная Туристская Академия (МТА).       Вашему корреспонденту          довелось побеседовать  с первым вице-президентом МТА Юрием Путриком.

 

На фото:  Ю.С. Путрик выступает на научной конференции в Лосево в сентябре 2018г.

 

   — Юрий Степанович, чем занимается Международная Туристская Академия, какие достижения у МТА, которыми вы гордитесь?

   — Создана Академия в 2004 году. Наши учёные и специалисты-практики участвовали в разработке крупных  проектов, в частности,  по развитию  религиозного туризма, это был президентский грант. Разрабатывали рекомендации и по сельскому туризму. Нас регулярно приглашают принять участие в разработке законодательных актов, мы консультируем по федеральной целевой программе, имеем и собственные креативные разработки, в том числе в том, что касается учебного процесса в вузах страны по направлению «туризм».

    Вышло уже несколько переизданий федеральных учебников «Введение в туризм», «История туризма». Главным творцом этих трудов был известный петербургский ученый Михаил Борисович Биржаков, недавно, ушедший из жизни. Его уход оказался невосполнимой потерей для профессионального туристского сообщества  нашей страны.

   Академия разрабатывала программу по развитию туризма и в регионах. Многие годы  она участвует в различных научных симпозиумах, посвященных вопросам экономики, социологии, истории, географии туризма. А всё это началось ещё в деятельности  Национальной Академии Туризма (НАТ), в которой я много лет был вице-президентом, а  М.Б. Биржаков  — президентом.  А потом мы создали нашу МТА, где имеем свои акценты и  приоритеты. Стали разрабатывать стандарты по туризму,  модельные законы для СНГ.

 

   — Как долго Вы  работаете в туризме?

   — Аж с 1975 года.

 

  — И в чем же отличие МТА от НАТ?

  — НАТ – это именно национальная, российская академия, а МТА старается привлечь и международные связи, зарубежный опыт, причем не только стран СНГ. А главное наше внимание всё же к теории и практике, законодательству в области туризма как в России, так и в странах СНГ. Мы объединяем научную общественность, педагогов, практиков туризма также из  европейских стран, например, Финляндии, Венгрии, Болгарии… Из СНГ активно взаимодействуем, прежде всего, с Арменией, Азербайджаном. В МПА СНГ работаем с коллегами из этих стран над модельным законодательством.

 

   —  А что подразумевает понятие «социальный туризм», над проектом закона о котором в МПА СНГ сейчас при участии Академии идет работа? Что на сегодня происходит в этой сфере?

   — И в федеральном законе РФ Об основах туристской деятельности, и в модельном законе МПА СНГ О туризме  говорится о том,  что социальный туризм — это туризм, путешествия,  которые поддерживаются государством или  работодателем. Не все люди могут съездить к уникальному озеру Байкал, или соприкоснуться со знаменитыми памятниками культуры древней Греции или  Рима. Не могут себе позволить. А ведь это то, что очень значимо для человека в жизни: соприкоснуться с главными культурными достопримечательностями своей страны, планеты, или с восхитительными творениями природы. Это становится очень важным наполнением содержания жизни человека, её качества.

Поскольку коммерческий туризм – это когда человек полностью всё оплачивает из своего кармана, то социальный туризм, это такой вид путешествий, который дает возможность осуществить мечту человека. И как раз согласно идеологии Всемирной Туристской Организации провозгласившей социальный туризм дизайнером общества и инструментом, который даёт возможность прикоснуться к ценностям мировой цивилизации, природным сокровищам, как источникам оздоровления, духовного и интеллектуального развития. Социальный туризм делает доступными эти блага для широких слоёв населения, особенно его социально слабозащищённым категориям.

    Тут подразумевается и забота о людях с ограниченными возможностями. Во многих странах это поддерживается из госбюджета. Возможность путешествовать ведь снимает и социальную напряженность в стране. То есть, это относится к социальной политике государства, т.к. идет процесс предоставления скидок на что-либо, в том числе на туристские поездки.

    В общем, давно уже предпосылок к созданию модельного нормативно-правового документа о социальном туризме более чем достаточно.

 

   — Но  ведь было что вспомнить и из опыта СССР?

   — Богатейший опыт СССР, когда на всем теперешнем пространстве СНГ туризм носил в значительной степени социальный характер и граждане  путешествовали по всесоюзным маршрутам во все уголки огромной страны. Это происходило по профсоюзным путевкам с большими скидками, а то и вовсе бесплатно. И уже тогда этот опыт был предметом интереса и заимствования другим странами. Поэтому речь идет о продолжении и развитии традиции социального туризма на туристском пространстве СНГ.

 

   — И этот опыт хоть в какой-то мере использовали после распада СССР?

   — С принятием в 1996 г. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» социальный туризм сразу был отнесен к приоритетным видам туризма.  А с 2017 г.  к нему  присоединился и детский туризм. В конце 1990 г. – начале 2000-х г.г. вносился и обсуждался в Госдуме проект федерального закона о социальном туризме, активно продвигалась  законодательная инициатива об отпускных чеках, подобно тому, как эта система успешно действует во Франции и Швейцарии. Предлагались и другие системы организации социального туризма в Российской Федерации. Однако пока на сегодня никаких утвердительных решений законодателем не принято.

Традиционно в сфере социального туризма присутствуют две категории слабозащищенных граждан – дети и молодежь, а также люди пожилого возраста. Детскому туризму традиционно, со времен СССР уделялось значительное внимание со стороны государства. Это происходит и сейчас, не без шероховатостей, конечно. А вот культуры и традиции туристских поездок и путешествий пожилых людей, пенсионеров, а также людей с ограниченными возможностями у нас так и не сложилось ни исторически, ни технологически, как, например, у немцев, испанцев, японцев и в ряде других стран. А ведь сколько мы видим вообще пенсионеров-путешественников из западных стран.

    И всё же, несмотря на то, что в федеральном законодательстве социальный туризм присутствует в основном на декларативном уровне, на практике к настоящему времени сложилась вполне определенная картина государственной и корпоративной поддержки путешествий различных категорий граждан: пожилых людей, молодежи, детей, работающих и их семей, людей с ограниченными возможностями. Это и все более расширяющаяся, начиная с 2009 года, география льготных поездок на авиатранспорте пожилых людей и молодежи из удаленных районов Сибири и Дальнего востока в Москву и на курорты. Это, конечно же, традиционные льготные поездки миллионов пенсионеров в санатории и пансионаты с лечением и оздоровлением ранее по профсоюзным путевкам, а ныне по линии и за счет социального страхования, что сейчас все чаще называется лечебным, медицинским или оздоровительным туризмом.

 

    — А как ведут себя регионы?

    — Говоря о региональном уровне социальной поддержки путешествий в РФ, налицо территориальное неравенство доступности этого вида блага и услуг. Разные главы регионов по-разному смотрят на эту проблему. А ведь и региональный бюджет должен участвовать в этом. Но одни губернаторы поддерживают пенсионеров, другие нет. Надо бы и детский туризм энергичнее поддерживать.  Создавать условия для проживания, передвижения.  Обустраивать туристские тропы, стоянки со всеми необходимыми условиями для обеспечения безопасности таких путешествий в природной среде. Важно, чтоб дети соприкасались с природой, и с дикой природой в частности.

 

    — Какова политика предприятий в направлении социального туризма?

    — В крупных корпорациях также идет поддержка не только своих работающих контингентов, но и своих пенсионеров. Самый яркий пример тут являет «Газпром».

     И всё  же приходится констатировать, что единой  системы соцподдержки путешествий различных категорий граждан пожилых людей на федеральном уровне так и не сформировано.

     Как видим, социальный туризм существует и развивается, хотя неравномерно и не всегда последовательно, и тем самым не обеспечивает равные права в доступности к природным и культурным благам. Поэтому остро ощущается общественная потребность в урегулировании данного процесса как формы проявления социальной справедливости.  Ведь далеко не все в период своей трудовой деятельности имели возможности путешествовать.

    Предлагаемый ныне проект модельного закона имеет адресный характер и охватывает все категории потенциальных социальных туристов. Он направлен на расширение и укрепление единого туристского пространства СНГ, в котором туристские поездки всех этих категорий граждан могут осуществляться по специальному ваучеру «все включено» (авиа – ж/д проезд, обслуживание/лечение, питание) один раз в год. В идеале клиентов системы социального туризма хорошо было бы освобождать и от подоходного налога.

В мире существуют различные перспективные формы организации и развития социального туризма и частично они нашли отражение в представленном проекте.

Полагаю, что обсуждаемый проект модельного закона СНГ «О социальном туризме» после его доработки и принятия, станет не только мощным стимулом для упорядочения и ускорения движения в этом направлении в государствах Содружества, но и катализатором социально-экономического развития в каждой стране. Ибо экономика – это не только движение капиталов, но и движение людей по регионам и странам. А ведь любой турист, пусть он даже и социальный, никогда не поедет в путешествие с пустым карманом.

 

              Справка.

Путрик Ю. С.

Доктор исторических наук,

руководитель центра социокультурных

и туристских программ

Российского НИИ культурного и

природного наследия им. Д. С. Лихачёва,

Зав. кафедрой туризма и гостиничного дела

в Московском гуманитарном университете,

вице-президент

Международной Туристской Академии

Автор

Павел Яблонский

По образованию - театральный режиссер. Пишущий журналист, сотрудничающий с рядом изданий, автор сатирических миниатюр. С недавнего времени и фотограф, создатель Фото-театра "Видопляс", где в жанровых фотографиях присутствуют юмор, сатира, игра смыслов, и имеют значение подписи, где персонажи вступают в вымышленные диалоги, произносят реплики. Прошли 8 персональных выставок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.