Абхазия рядом с нами

 

1

Абхазия рядом с нами,
Мы рядом, вместе со страной души

На фото
1. — Президент Владислав Ардзинба у флага Республики Абхазия
2. — Ардзинба демонстрирует карту своей Родины.
3. — Боча Аджинджал представляет экспозицию абхазской литературы в Библиотеке им.
А.С.Грибоедова.
4. — Гости вечера в библиотеке им. А.С. Грибоедова, посвященного юбилею Владислава Ардзинба
и Дню Конституции Республики Абхазия.

Год 2015-й оказался юбилейным для Владислава Григорьевича Ардзинба, в честь его 70-летия он был объявлен в Республике Абхазия Годом Первого Президента Абхазии Ардзинба.
В этой связи, а также по поводу Дня Конституции Абхазии, в Петербурге недавно состоялось принципиально важное событие для абхазской диаспоры, вообще для абхазского народа, да и для многих петербуржцев — не только представителей разных национальностей, но и коренного, государствообразующего народа, которому небезразлична судьба абхазов. Народа, оказавшегося несколько лет назад на острие противостояния России и тогдашнего руководства Грузии, за которым встала мощная военная машина США.
Встреча представителей абхазской диаспоры и их друзей состоялась – и уже не в первый раз – в библиотеке им А.С. Грибоедова. Это был вечер воспоминаний о первом президенте Абхазии, знаменующий завершение Года Ардзинба, на который собрались представители разных национально-культурных обществ города под предводительством президента Петербургского Дома национальных культур (ДНК), президента Черкесского общества «Адыгэ Хасэ» Бислана Мугдиновича Хамхокова.
А душой и мотором всего, связанного с Абхазией в Петербурге, как всегда предстал Боча Миджитович Аджинджал, член СЖ России и Абхазии, почетный председатель Петербургского Абхазского общества «Апсны», Академик Петровской Академии Наук и Искусств, член Ассоциации писателей Абхазии, а также Ассоциации искусствоведов. Он автор уже нескольких книг как исследователь всего, что связано с культурным наследием абхазского народа, но ещё автор и собственных поэтических сборников.
Последние годы Боча, — как все в Петербурге зовут г-на Аджинджала, так он располагает к себе очень многих, — особенно серьезно занялся творчеством своего земляка Александра Чачба (Шервашидзе), прославленного сценографа Императорских театров в Петербурге и русского балета за рубежом.
Нельзя не сказать, что Боча — любимый гость на всех праздниках разных национально-культурных объединений города, он вообще сам человек-праздник, с которым всем просто приятно и весело. Его также уважают и за активную жизненную позицию по многим вопросам бытия не только Абхазии, но и Петербурга.
Боча напомнил, что по Конституции Абхазии названия страны «Абхазия» и «Апсны» (что в переводе – страна души) равнозначны, а языки абхазский и русский существуют на равных, хотя государственный – только абхазский.

Боча Аджинджал познакомился с Владиславом Ардзинба в Сухумском Государственном педагогическом институте им. А.М.Горького в 1962 году, они стали друзьями, что потом, может быть, в известной мере даже повлияло на судьбу и Ардзинба, и самой Абхазии. Владислав Григорьевич, как ученый, вскоре тогда уехал работать в Москву, стал завсектором Древнего Востока в Институте востоковедения АН СССР, а Аджинджал работал в Сухуме в Абхазском институте языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа.
И вот Боча, вместе с соратниками, глядя на глубочайшие научные изыскания Ардзимба, связанные с историей абхазского народа, убедил друга Владислава вернуться на родину и возглавить Институт им. Д.И.Гулиа, который работал тогда в очень непростых условиях цензуры. Он согласился, и вскоре предстал не просто авторитетнейшим национальным ученым, но и ярким общественным деятелем, что позволило ему избраться Народным депутатом СССР, стать членом Верховного Совета СССР.
С трибуны всесоюзного съезда Владислав Ардзинба рассказал всю историю отношений Абхазии и Грузии, о которой прежде так публично слышать не приходилось. Говорил с разных трибун вообще о трудных судьбах малых народов в стране, что создало ему репутацию «защитника малых народов». И вот он уже предстал по большому счету национальным лидером абхазского народа, который доверил ему на выборах стать сначала главой Верховного Совета Абхазии, и затем — Первым Президентом Республики. А когда Грузия двинула войска, танки против абхазов, успевших вооружиться лишь легким стрелковым оружием, то он возглавил сопротивление, борьбу за национальное достоинство, за суверенитет Абхазии.

2
Собравшиеся в библиотеке с большим интересом посмотрели фильм, снятый журналистами ВГТРК о первом президенте Абхазии «Страсти по Владиславу», после чего многие захотели высказаться.
Наиболее интересным для собравшихся оказалось выступление вице-президента ДНК, доктора исторических наук Тамары Михайловны Смирновой. Она весьма выразительно представила Ардзинба, прежде всего как коллегу, как ученого. Отмечала высочайший интеллект и обаяние его личности.
У него ведь складывалась блестящая карьера ученого. Ардзинба очень глубоко погрузился в своих научных изысканиях в историю абхазского народа, доказывая его уникальное древнее происхождение, многовековая судьба которого изобиловала множеством фактов, говорящих о его самобытной истории, что развивалась преимущественно и в решающей степени отдельно от грузинской истории и культуры, их традиций и влияния.
— Он ведь ученый, занимавшийся историей древнего мира, изучал глиняные таблички, черепки, вроде бы тишайшая профессия, — говорит Смирнова. – И вдруг явился в этой личности такой мощный общественный, гражданский темперамент.
Ардзимба занимался хаттами, предшественниками хеттов, что жили 3 тысячи лет до нашей эры. Они, а ещё и хуриты, населяли тогда Малую Азию, Анатолию. А ведь этот регион относится к тем уголкам нашей планеты, где попросту зарождалась человеческая цивилизация.
Ардзимба знал хеттский язык.
Хатты, что жили здесь в 3 тысячелетии до нашей эры, не были индоевропейским народом, но когда пришли племена, которые стали называть себя хеттами, это уже был индоевропейский народ, который и создал первую индоевропейскую цивилизацию.
Ардзинба доказал, что древние хатты имеют связи с более поздно оформившейся абхазо-адыгской группой народов, в которую входят современные адыги, абхазы, абазины.
Адыги или черкесы (cамоназвание — адыгэ) — общее название единого народа в России и за рубежом, разделённого в советское время на адыгейцев, кабардинцев, черкесов (жителей Карачаево-Черкесии) и шапсугов. Это коренное население Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края.
— Он рано состоялся как ученый, как личность, у него складывалась блестящая карьера ученого, но Родина его волновала все же более всего, — говорит профессор Смирнова.
Автору сих строк, однако, кажется, что тут не о противопоставлении «но» надо говорить, а наоборот. Ученый открыл для себя и для своего народа огромное богатство сведений о его потрясающей истории, что произвело на него самого сильнейшее впечатление, и он понял, что абхазский народ достоин совершенно другого положения с точки зрения своего самоопределения, что он давно-давно достоин и собственной государственности.
Российская власть при Ельцине поддерживала позицию Шеварднадзе по абхазскому вопросу, позволившую ему применить силу. И вот, когда для абхазов наступили времена сражений на поле брани, им на подмогу с Северного Кавказа двинулись с оружием в руках братья адыги, черкесы, кабардинцы, абазины, к которым присоединились и казаки, а потом прибыло немало добровольцев и вообще из глубин России.
— Ардзинба в эти времена проявил себя как личность великого масштаба, — с уверенностью констатирует Тамара Михайловна.
При том, что Ардзинба, надо заметить, в Институте востоковедения стремительно поднимался по ступеням признания в научном сообществе, дойдя до степени доктора исторических наук. Его учитель – знаменитый востоковед Александр Иванов. Довелось ему поработать и под руководством Евгения Примакова, когда тот возглавлял Институт востоковедения.
На петербургском вечере в библиотеке Грибоедова выступили также старейшина Абхазской общины Р. Айба, председатель общины А.Берулава, член Совета общины В.Лазария, журналистка И.Селиванова и др.
Много в тот день было желающих высказаться об Абхазии, её народе. Ведущий вечера Бислан Хамхоков уже и не знал как сдержать пыл людей, многие из которых бывали, и не раз, в прекрасной Абхазии и имеют каждый свои теплые воспоминания, что и хотели высказать. Дело в том, что впереди гостей ожидало угощение традиционными абхазскими блюдами и вином, что припасли Боча Аджинджал и его друзья.
Высказался на празднике и автор сих строк.
Я бывал в Абхазии ещё в советские времена, ездил в гости к другу по институту ЛИТМО, который по распределению оказался в знаменитом Физико-техническом институте в Агудзере, что находился в прекрасном парке на берегу моря. Ныне называется Сухумский Физико-технический институт АН Абхазии.
В уникально достопримечательной Агудзере ещё в начале XX века были построены первые в России санатории, где отдыхала столичная богема. В 1970-е здесь появился Дом творчества «Литературной газеты», где отдыхали и работали Константин Симонов, Римма Казакова, Сергей Залыгин, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко и многие другие. Они бывали здесь частыми гостями на даче Дмитрия Гулиа.

Позже, когда я стал музыкантом, съездил с ансамблем на лето поработать в Сухими (тогда так называли город) в ресторане на крыше ЦУМа. Это на пятом этаже совершенно заброшенного ныне здания. Оттуда открывался прекрасный вид на морской порт. Вечером всё сверкало огнями, ходили круизные лайнеры.
В 2006 году я побывал, спустя многие годы — теперь уже в Сухуме — снова на этой крыше, но уже разрушенного и заброшенного после войны здания. Затем — в 2014-м, но теперь туда уже просто оказался закрыт доступ, всё затянуло растительностью.
Некоторые здания, в том числе очень большие, в Абхазии уже более 20 лет после войны пребывают в разрушенном состоянии. Жаль, что следы грузино-абхазской войны так долго не заживают в некогда цветущем крае. Нужны инвестиции.
Помню, в августе 2006 года, когда я пробыл в Абхазии месяц, на набережной меня глубоко тронул такой факт.
На танцплощадке играли обыкновенную для танцев того времени нашу и зарубежную попсу. И вдруг начинала играть зажигательная абхазская народная музыка и молодежь с огромной страстью принималась танцевать народные танцы. И это происходило не раз за вечер. И повторялось каждый день… Вот, думаю, в России бы такое где-то увидеть, чтоб начинали молодые на «танцполах» вступать в русский перепляс!
А в октябре 2014 года мне довелось побывать в Государственном музее Абхазии, который открылся ещё век назад как краеведческий музей, ставший благодаря своей богатой коллекции музеем номер один всей Грузии, да и вообще оказавшийся одним из самых значительных музеев на всем Кавказе, как говорят специалисты.
Но вот к 2014-му музей только-только прошел серьезную реконструкцию, в нем появился отдел современной истории, где можно познакомиться на документах с событиями, связанными с обретением независимости Абхазии. Здесь рассказывается немало того про 90-е годы, что не известно многим в России, в частности, про политику российской власти времен Ельцина в период конфронтации абхазов с тбилисским режимом Шеварднадзе, перешедшем в кровавый конфликт.
А кроме того, здесь есть удивительные артефакты, начиная от каменного века, даже можно увидеть знаменитые дольмены. И конечно, узнать об истории этого региона Кавказа, где бывали некогда и греки, и римляне, и турки, и безусловно, об истории абхазского народа.

user comment

В 2016 году Боча Аджинджал мечтает организовать Дни Абхазии в Петербурге. В планах – пригласить писателей, художников, артистов Республики, представить национальную кухню, вина, кстати, очень хорошие, они несколько лет уже продаются в петербургских магазинах.
У Бочи большой опыт в организации абхазских культурных мероприятий в Петербурге, аж с 1992 года прежде всего именно он этим и занимается. Планирует с помощью коллекции Российского Этнографического музея провести выставку, представляющую народ Абхазии.
А вообще в Петербурге проживает около 700 абхазов.
Кстати, в Университете культуры и искусства обучается актерскому мастерству целый курс ребят из Абхазии, которые скоро пополнят труппу национального театра. Боча преподает на актерском курсе культуру речи на абхазском языке.
Кстати, а вот интересные факты, о которых рассказывает Боча: В Абхазии существует Великая Абхазская стена длиной 160 км, построенная неизвестно когда. И это вторая по протяженности стена после Великой Китайской. А город Сухум, который мы знаем, это лишь половина того города, что некогда был в Сухумской бухте. Другая половина города ушла под воду, и археологи регулярно обнаруживают там немало интереснейших древних артефактов.
Вообще-то Абхазия приняла христианство в первый же век его существования. Здесь проповедовал один из 12 апостолов Симон Канонит. Он здесь и похоронен, и в Новом Афоне, где в честь в него в X веке был построена церковь, к его мощам тянутся многие паломники не только из Абхазии, но со всего христианского мира.
Сегодня россияне едут в эти края, чтобы встретиться с прекрасной природой, морем, фруктами, испить хорошего вина, и… полечиться в санаториях. К тому же здесь чистейшая и вкуснейшая питьевая вода.

user comment

Тут необходимо сказать о том человеке, который не первый год активно помогает Боче в организации абхазских вечеров. Поскольку они нередко проходят именно в библиотеке им. А.С. Грибоедова (что входит в сеть библиотек Межрайонной централизованной библиотечной системы им. М.Ю.Лермонтова), то стоит сказать добрые слова о Горане Бутурович, кураторе проекта «Библиотека национальных культур», ведущем библиотекаре МЦБС. Она много что делает для того, чтобы абхазам в её доме было уютно, впрочем, как и представителям других диаспор.
После распада Советского Союза в библиотеках города просто растаяли книги не только о народах республик СССР, но о народах России. И вот национально-культурные общества Петербурга инициировали создание библиотеки национальных литератур, что поддержало правительство Петербурга. Кроме того, здесь стали проводиться многие мероприятия этих обществ, устраиваться выставки. И вот, благодаря стараниям Бочи, Гораны и других, в библиотеке сложился уже фонд абхазоведческой литературы. Здесь есть книги по истории, искусству, этнографии, фольклору, а также произведения абхазских писателей, начиная        от знаменитого Дмитрия Гулиа, ну и конечно же как не упомянуть великого Фазиля Искандера.

Павел Яблонский,

член Медиасоюза, член Международной Туристской Академии.

Санкт-Петербург.

Автор

Павел Яблонский

По образованию - театральный режиссер. Пишущий журналист, сотрудничающий с рядом изданий, автор сатирических миниатюр. С недавнего времени и фотограф, создатель Фото-театра "Видопляс", где в жанровых фотографиях присутствуют юмор, сатира, игра смыслов, и имеют значение подписи, где персонажи вступают в вымышленные диалоги, произносят реплики. Прошли 8 персональных выставок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.