АРКАДИЯ — СЧАСТЛИВАЯ СТРАНА,
А НИКОС ФЛОРОС – ХУДОЖНИК ИЗ АРКАДИИ
В перекрестный Год Греции — России мне довелось побывать в этой благословенной Богом стране, хотя кто-то скажет — и богами тоже, и прежде всего. И во первых строках хочется рассказать о едва ли не самой знаменитой части её – о полуострове Пелопоннес. И особенно – о «счастливой стране», как называли её в разные времена, что расположена в самом центре Пелопоннеса, об Аркадии.
Аркадия сегодня – это такой ном в Греции, что-то между областью и районом, в периферии (округе) Пелопоннес, административный центр которого город Триполи. Это очень живописная область, где увидите и горные цепи, и долины. Она хорошо известна миру ещё по античной литературе, как поэтический образ идеальной страны, счастливой жизни. Здесь даже некогда был построен город Мегалополис — Великий город, судьба которого, правда, оказалась куда скромнее.
По тем временам её населяли беззаботные пастухи и пастушки с патриархальной простотой нравов. Это известно миру и по европейской пасторальной живописи XVI – XVIII веков, прежде всего по знаменитым полотнам Пуссена, давшего миру понятие «пасторальная живопись». Тема эта звучит и в любимой нашими кинозрителями цитате из фильма «Соломенная шляпка», где эксцентричный персонаж Михаила Козакова восторженно описывает пасторальный сюжет: «… А на лугу коровки, коровки, и пастушок такой молоденький-молоденький!».
Можно вспомнить и «Et in Arcadia ego» — известное латинское изречение, что по-русски примерно как «И в Аркадии я есть». Ведь и латиняне были здесь какое-то время, и сам римский император Адриан.
Аркадией назвали самое райское место на берегу Черного моря одесситы.
И даже русский поэт К.Н.Батюшков «отметился» по Аркадии:
Подруги милые! В беспечности игривой
Под плясовой напев вы резвитесь в лугах
И я, как вы, жила в Аркадии счастливой;
И я, на утре дней, в сих рощах и лугах
Минуты радости вкусила.
И тут время сказать о художнике Никосе Флоросе, которого выпестовала эта прекрасная земля, жителе Триполи, патриоте Аркадии, обожающем её пейзажи, культурные и археологические памятники, историю. Кстати, греки, пришедшие в своё время в Северную Африку, назвали местный древний город по-своему – Триполи, это который ныне известен, как столица Ливии. В греческом Триполи есть памятник национальному герою полководцу Колокотронису, победившему турок.
Именно Никос и помог познакомиться журналистам из Петербурга, кстати, по-гречески именуемого Петрополис (а не по-немецки), с этим замечательным краем.
Но пора и представить Никоса Флороса. Никос – прекрасный художник и скульптор, и большой русофил, который хорошо знаком с русской литературой, культурой, историей. И это находит отражение в его действительно уникальных выставках, которые он уже дважды проводил в Петербурге. И не где-нибудь, а в Исаакиевском соборе. А ведь директор этого знаменитого на весь мир храма-музея Николай Буров очень трепетно относится к тому, что может быть выставлено в нем, что вообще происходит здесь весьма редко. История выставок здесь совсем ещё скромная.
Летом в Исаакиевском соборе прошла выставка Никоса Флороса «Имперская Россия». А вообще это уже третья его выставка в России, и вторая в Исаакии.
Экспозиция посвящена последней императорской семье Романовых и представляет собой 7 портретов царской семьи (Николай ΙΙ, императрица Александра и их дети), выполненных в уникальной авторской технике Флороса. Портреты членов царской семьи созданы их цветного алюминия, который порой, как говорит сам автор, он собирал как цветной лом, просто ходя по городу.
Представлены также 7 скульптур, созданных в художественной стилистике яиц Фаберже, воплощающих таким образом сердца убиенных Романовых. Как известно, искусство ювелира Фаберже было тесно связано с Домом Романовых.
— Очень важным и ответственным для себя считаю участвовать в объединении наших культур, — сказал на церемонии открытия выставки Никос Флорос. – А в Год Греции-России я чувствую себя ещё и дипломатом от искусства. Нас объединяет общая православная вера, у нас общность душ. И это нас единит больше, чем множество других народов. Романовы, вся семья Николая II, обладали глубочайшей верой и огромной любовью, и создать работы, посвященные таким личностям, это огромный вызов для меня, тем более, что эти удивительные люди стали святыми.
В январе намечена выставка Флороса в Москве, в знаменитом музее-заповеднике «Царицино». А вскоре он планирует выставку в Петербурге, посвященную А.Ахматовой.
В Аркадии на склонах горных хребтов разбросаны идиллические деревушки с традиционной архитектурой из камня и монастыри, что тоже ныне всё более привлекают туристов и паломников по святым местам родины православия. Монастыри здесь воспринимаются по-особенному, как обитель самоотречения, святилище покоя и дум. Вы здесь можете прочувствовать всё тепло гостеприимства и отведать традиционное местное угощение. Здесь простота жизни вам представляется благородной и просветленной.
Никос привел нас в удивительный дом, наполненный красотой, добротой, душевным гостеприимством, который трудно встретить в отелях. Но это отель. Это расположенный в деревушке Капса, в 10 км от Триполи, целый отельный комплекс класса люкс, названный по имени его хозяина-основателя и архитектора Никоса Калтезиоти.
Вот что рассказывает его супруга, управляющий отеля Марьяна Калтезиоти.
Первый отель здесь построили ещё дед и бабка Никоса Калтезиоти. А сейчас это совершенно обновленный и расстроившийся отель, к которому присоединился комплекс из 6 домиков-шале. И сегодня это пятизвездный отель, который
входит в десятку лучших в Греции, и куда порой ездят и политики, министры, артисты, и даже знаменитый Демис Руссос, который написал здесь песню «Моя любимая Аркадия». Сюда даже приезжают тренироваться футбольные команды, например, израильский «Маккаби». И
чего бы сюда не поехать «Зениту», который любит базироваться по заграницам, но тут ему явно обошлось бы всё дешевле.
— Любим гостей из России, которых считаем очень образованными, умными, при этом душевными, и к тому дорожим ими как братьями по вере, — говорит госпожа Калтезиоти. – Правда, русских пока мало у нас, в основном гости из США, Западной Европы. Русские мало знают про это место в центре Пелопоннеса, хотя ведь тут до афинского аэропорта всего час езды на автомобиле, а до моря – полчаса. И у нас имеется прокат автомобилей. Но существуют здесь и рейсовые автобусы.
— Пелопоннес – это Греция особенная, тут и множество культурных, археологических памятников, и море, — утверждает очень прочувствованно Никос Флорос. — А Аркадия – центр этой особенной Греции.
Художник показал нам некоторую часть прелестей Аркадии.
Город Тегеа знаменит своим храмом Успения Богоматери, который построен на фундаменте античного театра, на котором также некогда находился и храм Афины Алей. Первый раз здесь службы по православному обряду прошли в 1200 году, потом пришли турки и разрушили храм. Это большая беда для всей Греции – родины православия — аж на полтысячелетия. Лишь в 1888 году здесь возродились службы, после того, как построили храм на месте археологических раскопок. И тогда некоторые найденные фрагменты старого христианского храма был
и вмонтированы в стены нового.
Из этих мест в античные времена двинулись на юг Аппенинского полуострова, на Сицилию первые греки. А позже, и прежде всего в эти края, распространилась уже Римская империя.
Довелось нам оказаться в Тегеа и в достопримечательном парке, в котором есть памятные места, связанные с тем, что здесь в 1934 году прошло заседание МОК и всяких меценатов, которое приняло под Берлинскую Олимпиаду 1936 года решение, что отныне будет зажигаться Олимпийский огонь, и именно здесь. И отсюда огонь будет доставлен на Олимпийский стадион в Берлин. Тогда это придумали Гитлер вместе с режиссером и «пиарщиком» Олимпиады Лени Рифеншталь. Это потом уже было решено зажигать факел в Олимпии, что происходит и поныне. Тегеа имела агору, мраморный театр (175 г. до н.э.) и стадион, где проводились спортивные состязания.
В Тегеа находилась в античные времена и одна из храмовых лечебниц врачевателя Асклепия (Эскулапа).
Мантинея, названная Гомером «приятная Мантинея», находится в замечательной горной долине, где любил обитать бог Пан, подаривший миру панфлейту. Здесь можно увидеть несколько сохранившихся ярусов античного театра и даже выступить на его сцене.
Производит впечатление, пожалуй, самая необычная в Греции византийская церковь – современный храм Айия Фотини, реконструированный на основе некогда существовавшего античного храма. В 1970-е гг. ее построил американский архитектор греческого происхождения.
Но комиссия, принимавшая храм, его забраковала, ввиду неприемлемого соединения внутри него христианского и языческого, с архитектором расстались, были произведены некоторые переделки. Но всё равно он оставляет в смысле религиозного чувства странное впечатление. В нем вроде бы проходят и службы, но может быть подобно тому, как это осуществляется в церкви Ванги на её родине в Болгарии. Зато в Мантинее, в её очень выразительном пространстве с недавних пор проходят фестивали.
В этой долине вдруг набредете и на руины античного театра
А недалеко от описанного выше отеля находится одна из красивейших пещер Греции, в которой их вообще немало. Здесь создана замечательная подсветка, представляющая нам фантастические образы, проходят экскурсии.
В заключение можно сказать, что именно в этих краях вы и почувствуете тот самый «аркадийский идеал», образ жизни с ностальгической созерцательностью. Этот идеал здесь основан на идее взаимной любви, сотрудничества и благожелательности жителей.
Павел Яблонский, Наталия Кулик